Сторінки

пʼятниця, 22 березня 2013 р.

Джеймс Уотсон

Джеймс Уотсон
Мнение, что в Чикаго двадцатых годов жили одни гангстеры, опровергается хотя бы тем фактом, что там подрастали талантливые дети, даже и не помышлявшие о криминальной карьере. Именно в. столице американской преступности, да еще в период Великой депрессии угораздило родиться будущего молекулярного биолога Джеймса Дьюи Уотсона.

По окончании двух классов средней школы Уотсона направляют в экспериментальный четырехгодичный колледж при Чикагском университете. В стенах этого прогрессивного учебного заведения его серьезным увлечением становится биология, и он решает стать орнитологом — специалистом, изучающим птиц.

В 1947 году (в 19 лет!) Уотсон получает ученую степень бакалавра. И продолжает образование в Индианском университете в Блумингтоне. «Крупномасштабная» орнитология, по мере углубления Уотсона в предмет, уступает место более детализированным, дробным областям науки о жизни: генетике и молекулярной биологии. Докторскую степень в 1950 году ученому принесло исследование влияния рентгеновских лучей на размножение бактериофагов — вирусов, которые живут в бактериях. В том же году Джеймсу была выделена субсидия Национального исследовательского общества, круто изменившая всю его жизнь.

Он едет в Европу. Старый Свет притягивает молодого ученого прежде всего тем, что именно в старинных европейских университетах делает семимильные шаги биохимия XX века. В одном из таких центров — в Копенгагене — Уотсон занимается изучением биохимических свойств дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) бактериофага.

«Фаги», как некогда птицы, вскоре надоедают ему. Инстинкт познания ищет еще более мелкие объекты. Именно такой структурной единицей стала ДНК.

Осенью 1951 года никому не известный молодой американец Дж. Уотсон приезжает в Кембридж, старинный университетский город. Здесь ему повезло — он встречает родственную душу.

Фрэнсису Крику было уже 35 лет, а он все еще только подавал надежды. По меркам рано созревавших корифеев науки XX века его уже можно было считать неудачником. Ближайшие коллеги, хотя и ценили Крика за быстроту осмысления фактов и пытливый ум, все же скорее недолюбливали его, чем любили. Проблема была в том, что Фрэнсис слишком уж быстро и слишком уж много говорил.

Но с Уотсоном Крик очень быстро находит общий язык. Несмотря на разницу в возрасте (Уотсону всего 23 года) и в темпераменте, ученые подружились. Их объединило жгучее желание открыть тайну, скрывающуюся за тремя буквами-ДНК.

Озарение приходит неожиданно. Однажды холодной январской ночью Уотсон коротает время за чтением газет. Ему не спится. Неудача с последней серией моделей не выходит из головы. Джеймс держит перед глазами газету, но видит только три буквы: ДНК. И вдруг (опять это «вдруг»!) ученого осенило. Он хватает авторучку и торопливо набрасывает на полях полосы двойную спираль. Перо легко скользит по газетной бумаге, очерчивая новую модель, вполне устойчивую и отвечавшую всем теоретическим расчетам.

Группе исследователей понадобилось восемнадцать месяцев, чтобы с достоверностью установить, что молекула ДНК имеет вид скрученной веревочной лестницы. Ее основным продольным элементом является цепь остатков фосфорной кислоты, а что-то вроде перекладин образуется с помощью пар азотистых оснований.

В 1962 году Джеймс Уотсон вместе с двумя своими товарищами был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.

А в 1968 году вышла книга Уотсона «Двойная спираль», ставшая бестселлером. Для научно-популярного издания слава, выпавшая на долю опуса Уотсона, была неслыханной. Другая книга Уотсона, учебник «Молекулярная биология гена», считается лучшей книгой в ряду себе подобных.

После совместной статьи в апрельском номере английского журнала «Nature» за 1953 год дуэт Уотсон—Крик распался. Они остались друзьями, встречались, а в 1955 году даже провели серию совместных исследований. Однако новой двойной спирали на их долю не выпало.

Клетки всех организмов похожи друг на друга. И только ДНК отличает одни живые существа от других. Так было на всем пути эволюции, то поднимающейся, то опускающейся по винтовой лестнице жизни.

Немає коментарів:

Дописати коментар